Михаил Бродский: рассказ о себе, как о первом предпринимателе, который смог организовать целую сеть пунктов обмена на территории Украины, ставших легальными.
После перестройки прошло шесть лет, частное предпринимательство уже было легализировано, а коммунистическая партия отказалась от монополистической власти. Уголовный кодекс ещё запрещал проводить какие-либо валютные операции, и за такую деятельность можно было сесть за решётку на целых шесть лет. Несмотря на это, в подпольных пунктах обмена вовсю проводились операции по обмену иностранных денежных знаков.
В начале девяностых годов Бродский посещал Ригу, и уже тогда в Латвии можно было без проблем и шифровок менять рубли на американскую валюту, в то время как на территории Украины все подобные операции карались законом, ведь ещё управляла советская власть.
В скором времени первый президент Украины снял все запреты на операции, связанные с валютой, и тогда Михаил решил открыть пункты обмена. Ведь он видел, как просто это происходило в Риге. На его примете уже имелся человек, способный заняться и полностью организовать с нуля продажу и покупку валюты. Им был Евгений Котряга, работник обменного пункта в Риге.
Для начала Бродский решил посмотреть, какой будет реакция правоохранительных органов на американские знаки, и для этого на своих заправочных станциях поставил ценники в долларах. Никакой неожиданной и отрицательной реакции не последовало.
Начал своё дело он с шести пунктов обмена и 13 тысяч американских долларов. Сооружениями для пунктов послужили продуктовые киоски, из которых в одну ночь были вывезены все продукты. Тут же поставлены крепкие решётки, а конструкции перекрасили в однотонный цвет — белый. На тот момент лицензия не требовалась, поэтому гражданин Бродский вложил в каждый киоск по две тысячи $ и повесил на каждом из них табличку «Деньги. Обмен валют».
Без неприятных инцидентов в первый день бизнеса не обошлось. К обменнику, который располагался на то время на Владимировском рынке приехали заместитель председателя Национального банка вместе с заместителем начальника столичной милиции. Они решили купить всего один доллар, и их удивлению не было предела, когда здесь же, им на руки, без всякого, выдали деньги. В течение получаса все шесть пунктов были окружены служителями закона, все денежные средства имеющиеся в них, были конфискованы. После того, как Михаил Бродский подал жалобу в столичную прокуратуру, в течение 48 часов средства в полном объеме были возвращены.
Каждый день всё больше людей приходили менять деньги, увеличивалось как количество клиентов, так и суммы, которые они приходили обменивать. Тогда Бродский решил обратиться в Проминвест банк, чтобы тот выдал ему кредит на сумму 110 тысяч американских долларов. Сразу же после такой крупной покупки, курс карбованца упал на десять позиций. Вот так гражданин Бродский получил свой первый действительно крупный заработок с нового бизнеса.
Бизнесмен решил установить ещё несколько обменников в месте, где ошивались менялы. Уличных аферистов в то время было очень много, а в пунктах обмена всё было прозрачно и честно, каждому покупателю выдавалась квитанция с указанием времени и суммой обмена. Конечно же, мошенникам и нелегальным менялам это было не по душе. Охранник обменника пострадал от такого негодования: его пырнули ножом. А в 1996 году на инкассаторов, которые развозили средства по точкам, напали бандиты. Тогда было убито два охранника, но деньги ворам так и не удалось отнять, сотрудники смогли отбиться.
Тогда Бродскому и его команде пришлось несладко. Можно сказать, что шла невидимая война: с одной стороны нужно было отбиваться от чиновников, с другой — от бандитов.
Уже в 1992 году правительством готовился новый декрет о регулировании валютной отрасли, и тогда у Бродского попросили совета, так сказать, чтобы опытом поделился. Отказывать он не стал и предложил выдавать лицензии тем пунктам, которые пользовались соглашениями с банковскими учреждениями, чтобы всю сферу можно было контролировать. Поступили так, как и посоветовал Михаил. Кучмой был подписан данный декрет, а бизнесмен получил свою законную заслуженную лицензию на валютные операции.
На тот момент государство действительно нуждалось в валюте, и его киосков становилось всё больше. Совсем скоро их количество насчитывало 500 штук, причём большая часть из них располагалась в Киеве.
В 1996 году, когда вводили гривну, бизнесмен старался удерживать курс. Даже президент мог позвонить ему и попросить, чтобы курс не падал. В 1995 году бизнес Бродского был на пике развития, но этот период продлился недолго. В скором времени правительство «подбило», и Бродскому пришлось продать всё, что у него было, а также раздать людям вклады. В конечном итоге он стал победителем в борьбе с бандитами, но его устранила власть, которой он в своё время очень как помог. Пришлось всё начинать с нуля, так что побеждённым он не остался.