Влияние девальвации гривны на потребительские цены

Влияние курса доллара на инфляцию – явление, которое понятно практически каждому человеку в стране. Из-за его роста, что логично, заметно дорожают все те импортные товары, которые покупаются за доллар. Отсюда и девальвация гривны, и повышение цен, вызываемое падением национальной валюты.

Однако не бывает чего-то постоянного. Так и инфляция способна подниматься не только при падении национальной валюты. Например, она легко может вырасти и при укреплении курса гривны. Но такое встречается не слишком часто. И подробнее отвечает на вопрос, как формируется взаимосвязь курсов валют и потребительских цен, отвечает исследование Александра Фарины, специалиста департамента монетарной политики НБУ.

Девальвация гривны и цены: что можно считать главным

Необходимо выделить несколько важнейших тезисов из работы, практически полностью отражающих взаимосвязь цены на потребительские товары и курса доллара и нацвалюты в отдельной стране.

Во-первых, стоит выделить эффект перенесения обменного курса. Это взаимосвязь изменения цены товара (естественно, импортного), если курс валюты изменится на 1%. Многие исследователи изучали данную взаимосвязь, однако наименьший коэффициент был получен именно Александром Фариной – 0,40-0,42. Также в работе можно найти ещё расчётные показатели за 2012, 2010 и 2004 годы. В работе Фарины используются данные за 14 лет (2001-2015 гг.).

Объяснить будет проще на примере. Есть товар, который стоит ровно один доллар. Предположим, что в Украине курс доллара стал равняться курсу гривны. Но вдруг что-то изменилось – и национальная валюта потеряла в цене 50%. Тогда доллар будет стоить 1,5 грн. Далее пути расходятся:

  • если бы это было в 2004 году – то товар поднялся бы в цене на 32%;
  • в 2015 году, согласно расчетам Фарины, такой подъём составил бы всего 21%.

Рассчитывается процент так: максимальный коэффициент необходимо умножить на процент девальвации. В 2004 году коэффициент составлял 0,64. В 2015, согласно исследованию Фарины, всего 0,42. А процент девальвации в примере – 50%. Полученный результат – есть уровень базового индекса потребительских цен.

Фактор дохода потенциальных экспортёров из других стран имеет прямое влияние на цену. И это уже относится к удорожанию гривны, или ревальвации. Если национальная валюта будет подниматься в цене – следовательно, если сохранить прежние цены, то доход в, собственно, долларе станет ниже. Экспортёру это невыгодно, поэтому укрепление валюты страны к доллару (например, гривны) тоже может вызвать повышение стоимости импортного товара.

Но при этом нельзя забывать и о конкуренции. Вот этот фактор влияет на предыдущий довольно серьёзно. Может быть две ситуации:

  1. Ценовая конкуренция низка или отсутствует. В таком случае эффект от девальвации/ревальвации национальной валюты отразится на цене товара почти в полном размере.
  2. Имеется конкурент, который предлагает тот же товар или аналог, но дешевле. В таком случае поднять цену без ущерба для себя не выйдет, и экспортёру придется мириться с потерей небольшой доли выручки из-за низкой цены в угоду противодействию потере более высокого процента дохода.

Очень важно помнить про привязку контрактов к какой-либо валюте. Если идет речь о валюте производителя – в таком случае подорожание товара будет более очевидно.

Александр Фарина в своих расчетах использовал классическую микроэкономическую формулу максимизации прибыли производителя. Эта модель подразумевает следующее. На рынке страны работает какая-нибудь иностранная компания, ввозящая свой товар. При этом с помощью торговой наценки такая фирма влияет на цену товара.

В итоге формула, используемая Фариной, имеет следующие составляющие:

  1. Цены в валюте иностранного экспортера. Обозначаются как P.
  2. Актуальный курс обмена валюты. Имеет обозначение E.
  3. Граничные затраты иностранного экспортёра в конкретной инвалюте. Отмечено как C.
  4. Торговая наценка. Обозначена как µ.

И получается вот такая формула: P=E*µ*C.

А вот Фарина уже постарался и вывел огромное уравнение, которое учитывает множество факторов, влияющий на итог.

Что можно сказать в заключение

Исследование было направлено на получение определенных итогов. Выводы, полученные в его ходе, следующие.

Когда гривна укрепляется, она влияет на цену любых импортных товаров. Однако это влияние не настолько велико, как при девальвации. Это обосновывается тем, что конкуренция на рынках Украины недостаточно сильна.

Если курсы валют колеблются умеренно, то они практически никак не повлияют на цены. Однако если курс доллара поменялся слишком резко, пусть даже совсем незначительно, то влияние на цену будет куда большим. Это без учёба серьёзной девальвации, которая по умолчанию сильно меняет конъюнктуру.