Мошенничество и Visa – во всем виноваты банки

Мошенничество в Украине не гнушается никакими способами получения денег у граждан. В том числе и воровством с их банковских карточек. Однако в таком случае многие могут и не знать, что же делать в подобной ситуации, куда бежать и как вернуть кровно заработанные. Платежная система Visa раз и навсегда решила этот вопрос.

Если раньше у пользователя банковской карточки мог возникнуть вопрос «а вернет ли мне деньги банк?», то сейчас на него есть однозначный ответ — он должен это сделать. Теперь любой, у кого имеется карточка Visa, имеет право на принцип «нулевой ответственности». Причем банки были оповещены за полгода, включая Национальный банк Украины, о предстоящем обновлении.

А в чем смысл?

Новый принцип, внедренный Visa, подразумевает, что обладатель карты не виноват, если мошенники у него украдут деньги. То есть подобный инцидент должен будет искупаться перед клиентом самим банком, а не кем-то ещё. А потом уже банк волен искать мошенника, сколько ему будет угодно.

Следовательно, теперь обеспечивать личную безопасность счета клиента — проблема учреждения, в котором этот счет открыт. Но это при условии, что сам владелец счета не участвовал в «грабеже» его карты.

Впрочем, в большинстве банков ещё до введения этого принципа повсеместно что-то подобное существовало. Потому что от обращения с клиентами напрямую зависит имидж учреждения. Введенная 1 августа 2016 года «нулевая ответственность» только в очередной раз это подчеркнула.

Важно знать о карте

При выпуске карты и заключении соответствующего договора велик шанс, что в недобросовестно работающем банке клиента по незнанию вынуждали подписать неприятное для него условие. Например, что если внезапно деньги с его карты пропадут, то виноват в этом будет только он сам, а банк же ответственности нести не обязан.

Так что при заключении договора необходимо прочитать каждое слово и, если что-то подобное будет найдено, потребовать объяснений и напомнить о новом принципе «нулевой ответственности» от Visa. Потому что платежная система будет серьезно разбираться с банками, которые додумались вставить в договор подобный пунктик — от штрафа и вплоть до полного прекращения сотрудничества.

Что нужно делать, чтобы не нарваться на мошенничество?

В любом случае, даже при наличии принципа «нулевой ответственности» никто не гарантирует, что деньги вернутся обратно на карту после обращения в банк. Поэтому важно в первую очередь самостоятельно заботиться о сохранности своих денежных средств на счету. Если причастность клиента к пропаже денег, пусть даже и по незнанию, будет выявлена — банк вполне может отказать в выдаче средств обратно.

Поэтому при любой операции, которая будет касаться карты или данных с неё, нужно помнить несколько простых правил, которые прививает финансовая грамотность:

  1. Никогда и никому не сообщайте любую информацию, которая может помочь в использовании карты. К ней относятся: CVV-код на задней части, номер самой карты, пароль от нее, дата окончания действия и коды, которые приходят от банка в SMS-сообщениях. Даже если это запрашивает якобы представитель банка по телефону. Им это ни к чему, они и так все знают.
  2. Старайтесь не передавать свою карту кому-либо в руки. Все операции проводите самостоятельно, если это в принципе возможно.
  3. Если планируется, что карта будет использоваться в общественных местах, где есть риск её «срисовывания» (копирования всех данных, кода и номера), то лучше завести для этого дела отдельную карточку, кладя на нее определенное количество денег специально под ситуацию. То же самое касается и покупок в сети Интернет или при использовании в подозрительных обменниках валюты.
  4. Поставьте лимиты на снятие денег через Интернет, если это возможно, и подключите услуги информирования при любых операциях с карточкой.

Например, если вы решили обменять валюту через какой-то онлайн обменник или что-то купить в малоизвестном интернет-магазине, то данные карточки с высокой долей вероятности останутся у владельцев этого ресурса. И в редких случаях их могут выкрасть мошенники. Пытаясь воспользоваться картой, они могут начать звонить владельцу и просить у него пароль, CVV и SMS-коды от банка. Ни в коем случае нельзя их сообщать, и желательно сразу же перевести все деньги с пострадавшей карты в любое другое место. Также лучше обратиться в банк с вопросом, что делать в случае, когда происходит мошенничество. Ведь SMS-коды требуются не везде. А в Днепре (Днепропетровске) подобные случаи встречаются достаточно часто, поэтому и важно тщательно следить за своей картой.

Ну а если деньги уже пропали — ни в коем случае нельзя медлить с оповещением об этом факте банка и правоохранительных органов. Последним следует написать заявление о фактах мошенничества и кражи. В банке же также можно попросить заблокировать транзакцию, которая была сделана без вашего ведома, если это ещё возможно.

Если банк артачится и не хочет возвращать деньги — дело можно довести и до суда с помощью правоохранительных органов. Но только в том случае, когда действительно прослеживается банальное нежелание учреждения расплачиваться с клиентом, а не прямая вина пострадавшего или прочие объективные причины.

А что зависит от банка?

Бесспорно, не только клиент обязан участвовать в защите своих денежных средств, но и сам банк, который выдал карточку. То есть необходимо, чтобы учреждение отслеживало подозрительную активность, похожую на мошенничество.

Например, если все платежи всегда осуществлялись в одном городе, а затем внезапно переместились в другую страну или город — это, как минимум, странно. И их нужно проверять. Или когда сразу десятки запросов из разных мест приходят на один и тот же счет в попытке снять разные суммы денег — тоже очень подозрительная активность.

Также у каждого уважающего себя банка должно быть SMS-информирование и защита паролями по прикрепленным мобильным телефонам. Это в разы снизит риск того, что злоумышленник, даже зная пароль и данные от карты, сможет ими воспользоваться в большинстве цивилизованных стран. Потому что для этого ему понадобится еще и SIM-карта владельца, на которую будет приходить проверочный код.