МВФ и Украина – насколько долго продлится сотрудничество?

Животрепещущий вопрос — когда Украина сможет обойтись без финансовых вливаний и вечных долговых обязательств перед другими странами? Это очень интересно. Сейчас у страны более $22 млрд. долгов. И поэтому стоило бы призадуматься — как это все отдавать и когда будет возможность жить самостоятельно, без помощи? Или же МВФ и Украина связаны очень надолго?

Текущая ситуация в Украине

Сейчас стране жизненно необходимы вливания в валюте, подтверждает НБУ. От этого будет зависеть и курс гривны, и ситуация в экономике, политике и в целом в жизни граждан. Поэтому сейчас от помощи США и Евросоюза отказываться совершенно не рекомендуется. Однако в будущем такой исход вполне возможен.

Сейчас МВФ необходимо, чтобы Украина соблюдала определенные требования. В противном случае помощи больше ждать не придется. Канал для средств попросту перекроют, поскольку МВФ хочется видеть, что вложение средств не напрасно, и страна будет способна не только их потом отдать, но и вынести из этого кредита определенную пользу. Был создан даже целый меморандум, который отмечал, что именно должна сделать Украина, чтобы получить в помощь валюту. И все это необходимо будет сделать до середины ноября. Прогнозы до 2020 года, в случае выполнения всех обязательств, которые взяли на себя Кабмин и Верховная рада, следующие:

  1. Как минимум, подъём ВВП страны вплоть до 3,5 млрд гривен. Что практически вдвое больше, чем ВВП 2015 года. Реальный же валовый продукт окажется на уровне 4% в год.
  2. Понижение уровня инфляции до 5%. Примечательно, что при этом поднимется уровень заработной платы, становясь больше на 4,2% (только за 2020 год). Если же считать в целом за четыре года — то подъём составляет аж 17%, а безработица сократится до небольших 8%. Причем предполагается, что заработная плата будет исключительно «белой».
  3. Количество поступления налогов в государственный бюджет так же поднимется. Причем на 26,7%, если сравнивать с 2015 годом. Это связано в целом с подъёмом налогов с физических лиц.
  4. Уровень НДС подрастет так же в 2 раза. Для чего необходимо будет поднять покупательную способность граждан Украины. Возможно, этому поможет девальвация курса гривны, чтобы налогов поступало в бюджет за счет НДС больше.
  5. Впрочем, данных по возможным курсам для обмена валюты пока что нет. Неизвестно, какими они будут при подобном подъёме экономики. Впрочем, это логично — в Украине прогнозировать курс гривны бесполезно. Он может измениться совершенно случайным образом в зависимости от всех возможных политических, экономических и финансовых ситуаций.
  6. Уровень инвестиций в Украину может заметно вырасти до 2021 года. По словам аналитиков МВФ, за срок до этого года страна может получить до 14,2 миллиардов долларов. Причем, как предполагает МВФ, эти деньги пойдут на погашение кредита от него же. А поскольку после таких изменений Украина сможет развиваться самостоятельно, то и финансировать ее будет не нужно.

Эти прогнозы выглядят весьма оптимистично. Особенно если учитывать текущее положение Украины. Пока что такие прогнозы могут только сниться. На сегодня в течение сентября была зафиксирована инфляция в 1,8%, что противопоставляется дефляции 0,3% в предыдущем месяце. Цены на растут, за год они поднялись на целых 6,4%. Ситуация не очень перспективная.

Что нужно Фонду?

Впрочем, МВФ сейчас текущая ситуация волнует только с одной стороны. Ему необходимо, чтобы все назначенные им реформы выполнялись вовремя. Иначе доступа валюты в Украину можно не ждать. Однако не все реформы ему строго обязательны. На некоторые, предложенные им же, Фонд может закрыть глаза и позволить пока не проводить.

К таковым относится, в первую и единственную очередь, земельный вопрос. Продажа земли может пока подождать, как считает МВФ. Потому что сейчас вводить такой законопроект не просто бессмысленно, но даже губительно. Сейчас для него просто не хватает условий. Нет ни законодательной базы для этого, ни даже достаточного количества инвестиций.

Однако больше ни одной уступки. Фонд достаточно терпел невыполнения условий от правительства Украины. И теперь, если все остальные пункты меморандума, запланированные на середину ноября 2016 года, будут не выполнены — ожидать, что транш будет перечислен, как минимум глупо. Украина даже не будет включена в список стран, которые вообще могут претендовать на транш. И ожидать обещанных 1,3 миллиарда долларов не придется — они попросту проплывут мимо. А если не будет этих денег — то и следующих траншей ждать не придется — ни 4,5 миллиарда долларов в 2017 году, ни ещё 1,5 млрд долларов прочих кредитов не пойдут в Украину.

А что будет, если траншей не станет?

Если вдруг власти не смогут обеспечить необходимый уровень выполнения требуемых реформ, МВФ просто забудет про Украину. Надеяться на какую-либо помощь с его стороны будет уже нельзя. Следовательно, все долги страна будет вынуждена раздавать самостоятельно.

Отсутствие траншей и разрыв отношений с Фондом, в свою очередь, вызовут негативную реакцию у всех имеющихся и возможных инвесторов. Из-за этого про поступления валюты извне придется забыть совершенно. Потому что никто не захочет вкладываться в страну, неспособную выполнять обязательства. Поэтому Украина останется совершенно одна — с кучей долгов, раздолбанной экономикой и политической ситуацией. А если учитывать, что на мировом уровне будет происходить множество обновлений — выборы в США и Германии, шумиха вокруг санкций для РФ и так далее — то и рассчитывать на какую-либо стороннюю поддержку не придется.

Согласно подсчетам аналитиков, в 2017 году стране понадобится не менее 10 миллиардов долларов. Внешнее финансирование в таком объёме необходимо, поскольку в противном случае денег будет попросту не хватать ни на экономику, ни на поддержку населения, ни даже на удержание курса гривны хотя бы на уровне 30 грн./$. Он будет неумолимо падать и дальше, а вслед за ним — и вся страна.

Следовательно, допускать подобного развития событий нельзя. Это приведет к полному краху, который буквально заставит ситуацию стать хуже некуда. Значит, нужно выполнять все требования МВФ:

  1. Предоставить прозрачный и обоснованный бюджет до ноября 2016 года.
  2. Принять все необходимые законопроекты, прописанные в путевом листе, до этого же срока.
  3. Продолжить улучшать ситуацию в плане законодательства и денежной базы, чтобы появилась возможность вернуться к земельному вопросу.
  4. Выполнять все прочие требования МВФ и остальных инвесторов.

Время на принятие необходимых законопроектов и составление отчетов ещё есть. Осталось только грамотно им воспользоваться и успеть все сделать.

Когда МВФ и Украина смогут расстаться?

Однако когда-нибудь такая кабала должна всё-таки закончиться. Поэтому необходимо стремиться к этому — до конца истории в кредитах сидеть совершенно нежелательно. Но для этого понадобятся определенные условия, решения, действия и реформы. К сожалению, пока Украина к ним не готова.

МВФ помогает странам, которые неспособны просуществовать без денег самостоятельно. Но денег нет тогда, когда отсутствуют необходимые для их получения знания, умения, воля и инициатива. Чтобы все это было, необходим крепкий, уверенный лидер, способный стратегически расставить все возможные планы и реформы.

Но сейчас у страны нет такого лидера. Некому взять все в свои руки и направить народ к получению нужных умений и знаний. Пока нет возможности проводить радикальные реформы — а они необходимы. И только появление такого лидера избавит Украину от необходимости брать деньги у Мирового валютного Фонда. При этом, если Украина действительно достигнет такого уровня, что сможет уйти в самостоятельное плавание, стоит ожидать резкий и плотный поток инвесторов — молодая страна со своими перспективами станет лакомым кусочком для размещения чужих капиталов.

Однако сейчас помощь МВФ просто незаменима. Как отмечают эксперты, без вливания денег Фонда Украина давно бы перешагнула порог дефолта и была вынуждена откатиться ещё дальше в кризис и проблемы, чем она есть сейчас.

Что будет лучше сделать для страны?

Придется полностью за время, пока нас поддерживает Мировой валютный Фонд, пересмотреть собственный подход к экономике и сделать так, чтобы она действительно начала расти. Согласно мнению премьер-министра Владимира Гройсмана, в этом может помочь изменение типа экономики полностью. Сейчас Украина производит, в основном, сырье. А затем продает его за границу, выгадывая себе копеечку. Это — прошлый век. Сейчас, согласно мнению Гройсмана, пора развивать собственную промышленность и начинать конкурировать с прочими производителями. Возможности вскоре позволят подобное поведение. При этом продукт, производимый украинцами, будет достаточно конкурентоспособным и станет пользоваться спросом.

При этом международные эксперты и представители Евросоюза самостоятельно отмечают, что экономический рост страны нельзя обеспечивать только поступлением инвестиций в страну. Необходимо также самостоятельно вкладываться в ситуацию, наращивая объёмы международной торговли. Необходимо заняться увеличением экспорта и импорта, при этом расширяя имеющиеся предприятия для обеспечения населения рабочими местами и достаточной заработной платой. В таком случае экономический рост попросту неизбежен.

Были отмечены некоторые негативные и позитивные положительные факторы, которые уже сейчас присутствуют в экономике Украины. Для начала, стоит отметить отрицательные стороны, которые способны серьезно помешать развитию страны в дальнейшем.

Весьма плохо на положении сказывается конфликт на Востоке страны. Он вызвал ненужную реструктуризацию предприятий, что привело к необходимости поиска новых рынков сбыта продукции. Что несколько проблематично в текущей ситуации, учитывая положение Украины.

Положительной же стороной можно считать тот факт, что было принято соглашение об ассоциации «Украина-Евросоюз», что открывает перед производителями товаров и услуг огромные рынки, на которых их можно сбывать по вполне достойным ценам. Но для того, чтобы была возможность удобно продвигать свои товары на Европейских рынках, придется переделать стандарты под соответствующие нормам Евросоюза. В противном случае продажа продукции станет невозможной. Примечательно, что уже сейчас экспорт в Евросоюз вырос на 5%.

Сейчас Украина усиленно ищет новые рынки сбыта. Уже подписаны похожие ассоциативные соглашения. Канада уже дала свое согласие, в будущем возможно добавление к этой сети Израиля и Турции.