Неожиданное президентство Дональда Трампа вкупе с прочими негативными факторами может весьма отрицательно сказаться на обменном курсе гривны и экономике Украины. К сожалению, есть большая угроза того, что Украина попросту не переживет нового президента США, если он примет ряд решений, отказывающих стране в поддержке МВФ. Дефолт — новая угроза стране.
Обрушение курса гривны
После того, как Дональд Трамп внезапно одержал победу на президентских выборах США, курсы валют по всему миру начали вести себя как бешеные. Они поднимались и опускались на целые проценты в течение пары дней. Конечно, спустя несколько суток ситуация устаканилась — рынки отошли после потрясения и начали работу в нормальном режиме. Но курс гривны всё-таки начал серьезно проседать вслед за удорожанием доллара.
На несчастную национальную валюту Украины, и так растерявшую за последние годы огромный процент стоимости, давно переваливший за 100%, сейчас на межбанке влияет несколько факторов:
- Общий подъём курса доллара по отношению к большинству валют мира.
- Риск того, что под влиянием Трампа МВФ откажется помогать Украине и свернет программу поддержки.
- Печальная экономическая ситуация в стране.
- Отказ Верховной Рады принимать некоторые жизненно необходимые для продолжения сотрудничества реформы, что в итоге может привести к разрыву отношений с МВФ даже без вмешательства США.
- Вытекающее из предыдущего пункта — отказ ключевых инвесторов вливать деньги в Украину. В частности, можно позабыть о еврооблигациях и облигациях США.
Эти факторы буквально «давят» на курс гривны, заставляя его проседать все ниже и ниже. Если так будет продолжаться — прогнозируемый на зиму курс валюты в 29,5 грн./$ самыми пессимистичными инвесторами станет не худшим, что случится с гривной.
Откуда риск, что случится дефолт?
К сожалению, просадка курсов национальной валюты к доллару — не самое печальное. В следующем году придется ожидать набега кредиторов на Украину с требованием возвращать долги. Следовательно, откуда-то придется брать деньги на это. А сейчас денег у государства нет совершенно. В бюджете зияет огромная дыра, МВФ может отказаться помогать вообще. Следовательно, с долгами придется каким-то образом разбираться самостоятельно.
В ближайшее время планируются следующие выплаты:
- 2018 год — 2,2 миллиарда долларов для МВФ;
- 2019 год — $2,2 млрд. для кредиторов по реструктуризации. Дополнительно — $0,95 млрд. процентов;
- 2020 год — $2,55 млрд. и $0,85 млрд. процентов для погашения кредитов.
Такие суммы в современном плачевном состоянии Украина потянуть не в состоянии. Не тот уровень экономики, чтобы была возможность безболезненно отдавать такие огромные суммы. Печальная тенденция «перезайма», когда государство искало новых кредиторов, чтобы погасить долги для старых, теперь может отрицательно сказаться.
До 2018 года нет возможности выходить на внешние рынки. Следовательно, ждать поддержки тоже не придётся. Украина окажется предоставлена сама себе. И без исправления экономической ситуации есть все шансы нажить дефолт.
Что нужно, чтобы выплатить долги?
Для того, чтобы страна смогла рассчитаться со всеми кредиторами, необходимо провести серьезную работу над ошибками. Чтобы Украина могла безболезненно выплатить долги, необходимо, чтобы нагрузка на бюджет с их стороны не превышала 10% расходов.
На данный момент экономика растет слишком медленно, чтобы обеспечить подобное. Алексей Кущ, советник председателя АУБ, в виде примера приводит следующие данные:
«Допустим, средневзвешенная стоимость наших долгов — 7% (кредиты МВФ + еврооблигации), а мы сейчас растем на 1-2%, значит, у нас очень высокий риск дефолта. Потому что такой рост экономики отстает от стоимости обслуживания внешнего долга, и мы не накапливаем необходимых сумм».
Из этого становится понятно, что за 2017 год Украина чудесным образом должна нарастить недостающие проценты. В противном случае к моменту выплаты долговых обязательств 2019 года (в 2018 обострятся обязанности перед МВФ, а с Фондом можно попробовать договориться) страна подойдет совершенно неготовой. И тогда мал шанс, что получится удержать валюту и экономику от срыва в дефолт.
На сегодня же ситуацию можно назвать печальной. Мировые эксперты активно понижают прогнозы по украинской экономике. Так, прирост ВВП страны при предыдущем прогнозе на 2017 год в 4% уже успел снизиться в прогнозах до 3% в глазах некоторых экспертов. А НБУ понизил планку вообще до 2,5%.
Кто виноват и что делать?
Согласно мнению Эрика Наймана, управляющего партнера инвестиционной компании Capital Times, Украине действительно грозит дефолт, если ничего не изменится к лучшему. А на эти изменения остался только 2017 год. Необходимо наращивать темпы роста экономики Украины, чтобы она была способна обслуживать долги перед кредиторами. Иначе после 2019 года есть риск, что придется снова выпрашивать реструктуризацию.
Предполагается, что для успешного выхода из этой ситуации необходимо до конца 2017 года дойти до темпов роста экономики хотя бы в 3,5%. А за 2018 — уже выйти на уровень 6% в год. И тогда можно будет надеяться, что появится возможность если не самостоятельно «сделать» деньги для выплаты долгов, то хотя бы выйти на внешние рынки и занять их там.
На что опираться нет смысла
Сейчас Украина нацелена на экспортные рынки. Практически основной источник дохода — это сталь и зерно. Аграрный и металлургический секторы сегодня развиты лучше всего. Но если раньше они могли каким-то образом спасать страну, то в текущей ситуации невозможно прожить исключительно на доходе с экспорта. Надеяться, что он сможет покрыть расходы по долгам, наивно и глупо.
На данный момент ситуация такова:
- в мире поднялся уровень производства зерновых культур, сталь тоже стала добываться весьма активно;
- ФРС США может спровоцировать повышение ставок;
- объёмы экспорта достаточно быстро сокращаются. За 2 года было потеряно 40%.
Экспорт стал основным направлением экономики за последнее время только по одной причине — низкий уровень жизни граждан Украины. К сожалению, предприятия, работающие на внутренний рынок страны, очень сильно зависят от благосостояния её жителей. А поскольку граждане сейчас находятся не в лучшем положении — роста на внутреннем рынке не наблюдается. Можно производить сколько угодно товара, но его надо реализовывать.
Что стоит начать развивать
Согласно мнению экспертов, необходимо начать активное стимулирование тех отраслей рынка, которые ориентированы на внутренний сектор. Но при этом важно, что стимуляция не должна производиться посредством дешевого кредитования. К сожалению, велик риск того, что такой «кредит» либо окажется в чьем-то кармане, либо в итоге перекочует на валютный рынок, чего сейчас совершенно не нужно.
Для начала стоит озаботиться улучшением инвестиционного климата. Нужно привлекать сторонние ресурсы. Соответственно, необходимо облегчить жизнь и предпринимателям, подарив им возможность нормально вести бизнес. А для этого необходимо поснимать лишние ограничения. И тогда предприниматели будут работать на благо страны, улучшая жизнь в ней и отодвигая границу, из-за которой будет очень проблематично вернуться — границу дефолта. Срочно необходима дерегуляция.
На данный момент экономике Украины необходимо что-то совершенно новое. Что-то, что способно вытянуть её со дна, не опираясь на уже существующие, практически бесперспективные, точки. Совсем необязательно ударяться в науку или IT-индустрию — в нее пошли очень многие страны, поэтому конкуренция будет тяжелой. Достаточно начать развивать секторы малого и среднего бизнеса, которые сейчас находятся в забитом состоянии. Если сравнивать с западными странами, то в Украине доля ВВП, получаемая от этих секторов, на порядок меньше.
Но чтобы «цветение» этих видов бизнеса началось, достаточно просто выбить с рынка монополистов, подвинув их с помощью новых компаний. Монополии давно пора разрушать, и этому мог бы посодействовать задушенный мелкий и средний бизнес. В таком случае появится конкуренция, которая заставит все компании развиваться. И, следовательно, развивать экономику страны. В таком случае она начнет активно расти, и рассчитаться с долгами будет намного легче за счет прироста ВВП и процентов к экономическим показателям. При этом, по расчетам экспертов, если начать действовать в этом направлении уже сейчас — то через два года будет заметен весьма неплохой результат.