Желанный транш от МВФ: получит ли его Украина

Транш от МВФ — необходимость, которую получить в этом году Украина уже не сможет. Слишком много всего не сделано, не доработано, чтобы получить заветную валюту. И миссия МВФ, которая завершила работу в стране 17 ноября, отметила каждое нарушение в договоре. Естественно, теперь придется все это исправлять, чтобы наконец-то получить заветные $1,3 млрд. Так на что нужно срочно обратить внимание украинскому правительству?

Бюджет страны

Мировой валютный фонд, в первую очередь, интересует сбалансированный бюджет Украины. Все сроки принятия проекта правительство уже пропустило. Поэтому МВФ недоволен. В итоге неизвестно, каким к чтению 8 декабря окажется проект.

На данный момент неясно, что будет с законопроектами, которые относятся к бюджетному пакету. Решение по нему не было принято депутатами. Они должны были быть доработаны, но будут ли после доработки изменения в их статусе — непонятно.

Есть несколько рисков касательно бюджета, из-за исполнения которых придется в очередной раз все пересчитывать:

  1. Какой-то из законопроектов бюджетного пакета окажется неприятным.
  2. Министерство финансов передумает повышать акцизы в уже озвученных размерах.

Если это случится — то весь баланс будет разрушен, из-за чего придется снова все пересчитывать с соответствующими затратами по времени.

Примечательно, что МВФ отдельно подчеркивает — правительство приняло за основу проект бюджета, в котором не предполагалась минимальная заработная плата на уровне 3200 гривен. Эта реформа была проведена немного позже, после чего бюджет пришлось снова пересчитывать. И при этом задействовать экспертов МВФ.

Что делать с минимальной зарплатой?

Все эксперты и экономисты во главе с МВФ опасаются, что такое резкое повышение минимальной зарплаты в стране может быть слишком непомерным грузом для бюджета Украины. Причем здесь целых два уровня риска — невозможность выплатить столько зарплат со стороны государства или работодателя, и невозможность выплатить работодателем налоги государству по этой зарплате.

Следовательно, по предположениям МВФ, есть серьезный риск возросшего процента людей, лишившихся работы. Потому что не каждый работодатель будет согласен выплачивать минимум 3200 гривен каждому. Пойдёт волна оптимизаций и сокращений.

Однако безработица — это далеко не единственное, что беспокоит экспертов Фонда. Повышение минимальной зарплаты вполне способно также негативно воздействовать на ВВП и инфляцию — ведь чем больше растут зарплаты, тем дороже будет содержание предприятия. Следовательно, придется повышать цены на продукцию, чтобы оно хоть как-то окупалось. Отсюда, по мнению МВФ, стоит накинуть лишних 2% к инфляционному прогнозу, хотя власти Украины с этим не согласны.

Что еще мешает получить транш от МВФ?

Особенно стоит заняться пенсионной реформой. Она в большей степени заботит МВФ. Это принципиальный вопрос, и его решения Фонд ждет от Украины в ближайшее время. Это позволит оптимизировать расходы на пенсию. В частности, подразумевается повышение пенсионного возраста. Важно успеть принять законопроект до конца декабря 2016 года. Принять эту реформу необходимо, потому как с каждым годом все актуальнее становится повышенная нагрузка на государственные финансы, исходящая от необходимости выплачивать пенсии. Почему стоит срочно этим заняться — сейчас, хоть количество пенсионеров уменьшается, расходы в бюджет закладываются всё большие и большие.

Далее, важно также заняться объединением налоговой службы с таможней, создав единое юридическое лицо. Но при этом базы данных обоих служб в Минфин передавать, по мнению МВФ, не стоит. Но здесь уже упирается министр финансов Александр Данилюк — он считает, что получение баз данных станет средством снижения коррупции.

Прямые претензии к Верховной Раде

К сожалению, многие обязательства перед Международным валютным фондом Украина так и не выполнила. Особенно если учесть, что сейчас уже конец ноября, а многие нужно было принять еще в сентябре и октябре. Все претензии — к украинскому парламенту. Поскольку некоторые законопроекты тормозятся намеренно. На сейчас есть доля неопределенности, разработаны ли необходимые документы вообще, не говоря уже об их принятии.

  1. Усиление способности ФГВФЛ на работу с активами. Здесь же — предоставление юридической защиты работникам Фонда. На данный момент документ законопроекта согласовывается с МВФ.
  2. Украинское законодательство необходимо привести в соответствие с принципами IOSCO. Законопроект пока что застрял на этапе второго чтения и дожидается рассмотрения.
  3. Аналогичная судьба и у законопроекта о консолидации функций госрегулирования рынков финансовых услуг.
  4. Изменение системы налогов в нефтегазовой сфере и введение единой ставки роялти пока что рассматривается министерством финансов.
  5. Оптимизация сферы образования при помощи стимулирования частных вливаний в школы, ВУЗы и ПТУ, а также передача полномочий по финансированию.
  6. Пересмотр оплаты коммунальных услуг и расчета субсидий.
  7. Закон о ликвидации государственных предприятий. Соответствующие законопроекты уже переданы Фондом госимущества в кабинет министров.

Этот перечень не включает ряд иных реформ. В частности, Верховная Рада продлила мораторий на продажу земли, хотя необходимо было его снять по требованию МВФ и наконец-то завершить земельную реформу, которую никак не получается закончить уже 25 лет.

Стоит ли после такого рассчитывать на транш от МВФ?

Известно, что в этом году Украина точно не получит долгожданные $1,3 млрд от МВФ. Потому как вопрос по нашей стране даже не внесен в список заседаний на ноябрь и декабрь. Поэтому придется постараться и прожить до конца года без него. Естественно, это ведет к ряду последствий, не очень приятных для нашей страны. Но что теперь поделать.

Хуже будет, если Украина не выполнит взятые на себя обязательства как можно быстрее. Если и на следующий раз, когда МВФ решит проверить прогресс выполнения реформ, ничего не будет готово — о продолжении программы сотрудничества не стоит и мечтать. А отсюда появятся огромные проблемы с долгами и финансированием. Денег просто не хватит.

Последствия разрыва программы сотрудничества с МВФ

Не стоит рассчитывать, что Украину кто-то будет жалеть. Как только подойдут сроки — стране придется выплачивать кредиты. А экономика пока не способна обслуживать государственный долг, не достигнут нужный уровень ВВП.

Однако долги — это не главная беда. Даже без траншей МВФ можно было бы с ними справиться, если бы была хоть какая-то поддержка. Но невыполнение обязательств перед Фондом показывает, что Украине доверять нельзя. И если так будет продолжаться — мы распугаем всех инвесторов. Как уже вкладывающих деньги в экономику страны, так и только присматривающихся к такой возможности вложения капитала. Кроме невыполненных обязательств потенциальных инвесторов также отталкивает огромный уровень коррупции. Какой смысл вкладывать деньги в страну, если они сразу же окажутся в чьем-то кармане?

Последствия для валюты

Естественно, что не только экономика Украины пострадает от такого положения дел. Заложенный в бюджет курс доллара в 27,2 гривен за доллар вполне может быть достигнут уже до Нового Года. И это далеко не предел «возможностей» курса гривны.

Уже сейчас на черном рынке любого города в Украине купить доллар можно далеко за уровнем в 27 гривен. Межбанковские и наличные курсы пока держатся, но в этом месяце они уже пересекали психологическую черту в 26 гривен. И не факт, что в ближайшее время на фоне политической ситуации и возможного разрыва с МВФ этого не повторится.

Конечно, сейчас курс доллара в Украине пока держится. Этому помогают экспортеры, у которых достаточно доллара для обеспечения баланса на межбанковском рынке. Но как только продажи у них пойдут на спад — чего ожидать? Угроза доллара по 30 и капитального обвала курса гривны может стать реальнее. Особенно если учесть долговые обязательства Украины и недостачу двух миллиардов долларов в золотовалютных резервах украинского Нацбанка. Поэтому есть риск не только растерять всё, но и скатиться в дефолт.